6 февраля 2025 года правоохранители сообщили, что в результате совместной операции НАБУ и САП «Чистый город» в Киевской городской раде и столичной госадминистрации была раскрыта преступная организация, которая занималась захватом земель под застройку по «туалетным» схемам. Во главе организации стоял киевский юрист, экс-депутат Киеврады Денис Комарницкий, который сразу после ареста сообщников сбежал за границу, а остальных фигурантов доставили в СИЗО.
В частности, за решеткой оказались:
-
заместитель Кличко Пётр Оленич;
-
депутат и глава земельной комиссии Киеврады Михаил Терентьев;
-
депутатка Киеврады и член комиссии Олена Марченко;
-
заместитель директора КП «Киевблагоустройство» Алексей Мушта;
-
первый заместитель директора «Спецжитлофонда» Юрий Леонов.
Однако сидеть в СИЗО подозреваемым пришлось недолго: уже к 18 марта все фигуранты «Чистого города» вышли под залог. Как дальше складывались их отношения с правосудием и есть ли шанс на ранее анонсированные «посадки» — анализировал Каштан NEWS.
Денис Комарницкий
Как известно, в марте 2025 года журналисты «Украинской правды» нашли Комарницкого в Вене. Главный фигурант «Чистого города», объявленный 10 февраля в розыск, незаконно покинул Украину еще на старте расследования.
Источники правоохранительных органов рассказали журналистам, что Комарницкий пересёк украинско-румынскую границу с помощью «группы поддержки», состоявшей из четырёх человек с удостоверениями СБУ, двух сотрудников полиции Закарпатской области и одного закарпатского депутата. При этом в СБУ заявили, что на момент побега людей с удостоверениями уже неделю как лишили статуса внештатных сотрудников.
Приятель Комарницкого Юрий Довгаленко, организовавший побег, рассказал на допросе, что до города Хуст перед автомобилем Комарницкого ехала камуфлированная машина с табличкой «200», которой обычно перевозят погибших воинов.
24 марта журналист Виталий Глагола сообщил, что по подозрению в содействии побегу НАБУ и СБУ задержали депутата Закарпатского облсовета Юрия Покорбу, но официального подтверждения информации не было.
9 мая следственный судья ВАКС вынес заочный арест Комарницкого, который до сих пор находится за пределами Украины. Адвокаты пытались оспорить решение, но Апелляционная палата оставила жалобу без удовлетворения.
Пётр Оленич
Как и остальные фигуранты, Оленич вышел под залог в конце февраля — за него внесли 15 миллионов гривен.
«Благодарю семью за внесение средств благодаря кредиту под залог недвижимости. С целью предотвращения инсинуаций подал заявление об отстранении от должности на период действия меры. Считаю подозрение необоснованным. Вместе с адвокатами подали апелляцию и будем отстаивать добросовестность в суде», — писал Оленич 22 февраля.
Однако «отстаивание добросовестности» оказалось не очень успешным: вместо отстранения его уволили — распоряжение подписал Кличко 6 марта. Причем увольнение оформлено «по соглашению сторон», а не по требованию САП, поэтому Оленич сохранил чистую трудовую книжку и получил компенсацию за неиспользованный отпуск. По данным журналистов, Оленич и так был одним из самых высокооплачиваемых чиновников КГГА: зарплата составляла от 60 до 400 тысяч гривен в месяц.
14 октября НАБУ направило в суд дело о незаконной передаче в ноябре 2019 года части парка «Нивки» под застройку. Прізвище фигуранта не раскрывалось, но по должности ясно, что речь идёт о Петре Олениче.
В НАБУ отмечают: проект передачи 0,6 га парка дважды рассматривался Киеврадой, но сначала отправлялся на доработку, так как участок относился к природно-заповедному фонду.
«Тем не менее чиновник проигнорировал этот факт и, используя ложные сведения о том, что участок не относится к природно-заповедному фонду, подал на рассмотрение Киеврады проект решения о передаче в аренду частной компании для строительства жилого комплекса», — сообщили в НАБУ.
Михаил Терентьев
Из всех фигурантов Терентьев оказался самым шумным, поэтому его судьбу после обвинения отследить легко. Терентьев вышел под залог почти 20 миллионов гривен, после чего столкнулся с публичным обещанием Кличко вычистить его из «УДАРа» и лишить мандата. Обещание прозвучало 13 марта, но исполнено лишь 23 мая.
Однако окончательно лишить Терентьева мандата не удалось: он подал в суд, заявив о нарушении своих конституционных прав. Киевский окружной суд принял аргументы Терентьева и 10 июня приостановил решение о его исключении.
Таким образом, с точки зрения закона Терентьев до сих пор депутат (внефракционный) и глава земельной комиссии. На пленарных заседаниях почти не появлялся, но дважды пытался возобновить деятельность комиссии.
Олена Марченко
Депутатка от «Батьківщины» Марченко, внесённая под рекордный залог 50 млн гривен, сохранила мандат. В отличие от Терентьева, её фракция не отреклась от неё: на сайте Киеврады она до сих пор числится членом «Батьківщины».
30 сентября ВАКС уменьшил залог с 50 до 45 млн гривен. 4 млн возвращены ТОВ «РОДЕО КАПІТАЛ», ещё 1 млн — физлицу.
На имущество Марченко и её мужа наложен арест: три квартиры, четыре земельные участка, садовый дом, Audi A3 2015 года и счета в Приватбанке.
Освобождённые «по-хорошему»
Долю других фигурантов «Чистого города» отследить сложно. Кличко обещал уволить Оленича, Мушту, Леонова и ещё четверых чиновников, которые фигурировали на «плёнках Комарницкого».
Часть действительно уволена «по-хорошему», без пятна в трудовой книжке: Долинский (по собственному желанию), Шарий (по соглашению сторон), Погребной (окончание контракта), Терентьев (по соглашению сторон с должности директора КП «Инженерный центр»).
Распоряжений об увольнении Леонова, Мушты и Святины на сайте КГГА нет, но их фамилии уже исчезли с разделов «руководство» соответствующих КП.