Пока беглый украинский олигарх Дмитрий Фирташ всеми силами отбивается от экстрадиции в США, где его ждет участь одного из его давних партнеров по газовому бизнесу – Павла Лазаренко, активы олигарха потихоньку сокращаются, пишет «Антикор».
В данном случае речь идет о наследии «Росукрэнерго», структуре, которая долгие годы выступала прокладкой между государственными компаниями России и Украины в области поставок газа.
В конце мая Кабмин Украины передал «Нафтогазу» 26 операторов газораспределительных систем, принадлежавших Фирташу и приобретенных ним в результате действий «Росукрэнерго» в сфере посредничества по поставкам российского и туркменского газа в Украину. Таким образом подходит к концу история, которая началась еще в далеких девяностых, а одним из ключевых партнеров Фирташа в этой схеме выступал российский криминальный авторитет Семен Могилевич. Хотя, как рассказал в интервью «ЭП» один из основателей «Росукрэнерго» Иван Фурсин, РУЭ «создавал он и Фирташ», а причастность к компании Семена Могилевича «была только слухами», на самом деле все происходило немного не так, как гласит «причесанная» версия.
«Первоначальная идея Фирташа – «Росукрэнерго» создают два банка «Райффайзен» и «Газпромбанк». «Росукрэнерго» должно было стать не только торговой и посреднической, но и инвестиционной компанией. Фирташ имел широчайшие связи в Средней Азии и «Газпроме». Он был мозгом компании, а я помогал ему организационно. У Фирташа в «Росукрэнерго» было 10%, половину он отдал мне. Потом Фирташ … попал в «Газпром». Как это произошло, его профессиональная тайна. Новый год Фирташ обычно встречал в Москве в «Газпроме». В это время там заключались контракты и сводились балансы. Именно поэтому у него была «Росукрэнерго», а у тех, кто сидел дома, «Росукрэнерго» не было», — говорит Иван Фурсин.
До 2009 года ежегодные поставки «Нафтогазу Украины» составляли 50 млрд м³, «Нафтогаз» рассчитывался за поставленный газ с «Росукрэнерго», а РУЭ – с «Газпромом».
Возвращаясь к роли Семена Могилевича в создании РУЭ, следует возвратиться в девяностые годы, когда полиция Венгрии зафиксировала, что у людей Могилевича откуда-то появились ценные бумаги «Газпрома». Выяснилось, что структуры Могилевича получили доступ к главе «Газпрома» Рэму Вяхиреву через его советника Вячеслава Кузнецова, бывшего высокопоставленного сотрудника МВД РФ.
Именно с его помощью Могилевичу удалось получить часть акций «Газпрома». Кто придумал схему по поставкам российского и туркменского газа в Украину – доподлинно неизвестно. Но, согласно данным швейцарской полиции, в 1996 году в этой стране состоялась встреча людей, занимающихся газовым бизнесом, в которой принимали участие Могилевич и Кузнецов. Именно они и разработали план, по которому туркменский газ через Россию должен был поставляться в Украину, которая тогда испытывала постоянные проблемы с «голубым топливом». Но поставки газа должны были быть не прямыми – между государственными «Газпромом» и «Нафтогазом» — а через посредника.
В России этот план поддержал тогдашний премьер Черномырдин, в Украине его коллега Лазаренко. Кто договаривался с Черномырдиным – неизвестно, а с Павлом Лазаренко вел переговоры его советник и одновременно «правая рука» Могилевича Игорь Фишерман.
Часть газа покупали в Туркмении – этим занимались «Газпром» и структуры Могилевича. Потом вместе с российским газом он шел в транзитную фирму, которая уже поставляла его в Украину. Все это, конечно, происходило на бумаге – мощностей по перекачке газа и у фирмы-транзитера не было. Но зато было другое – возможность фальсифицировать финансовую документацию, что приносило сотни миллионов долларов прибыли организаторам схемы. Деятельность транзитеров контролировал Могилевич, который занимался наиболее трудной задачей – легализацией украденных денег на Западе, где «отмыть» подобные прибыли весьма нелегко.
Именно в результате этой деятельности и появилось «Росукрэнерго». Согласно регистрационным документам (и воспоминаниям Ивана Фурсина, которого мы цитировали выше), акционерами компании RosUkrEnergo AG в равных долях (по 50 %) выступали ОАО «Газпром» и Centragas Holding AG; владельцы последней — граждане Украины Дмитрий Фирташ (90 %) и Иван Фурсин (10 %).
Что бы ни утверждал Фурсин по поводу непричастности Могилевича к Centragas Holding AG, известно, что она, как и ее номинальные владельцы, были тесно связаны с Семеном Могилевичем.
Так, например, Дмитрий Фирташ с 2000 года владел оффшорной фирмой Highrock Holdings, которая была учреждена очередной женой Могилевича Ольгой Шнайдер. Еще ранее Фирташ являлся официальным представителем Eural Trans Gas в Туркмении, Узбекистане и Казахстане. Eural Trans Gas была создана в Венгрии и полностью контролировалось Могилевичем. Она так же являлась одним из транзитеров газа и в основном работала с Туркменией и была предшественницей Укртрансгаза.
Справка: Eural Trans Gas (ETG) – энергетическая компания, зарегистрированная в Будапеште, Венгрия, 6 декабря 2002 года. Ее подозревали в том, что она действует как прикрытие «Газпрома». Директором компании стал Андраш Кнопп, бывший венгерский коммунист, культурный деятель, ничего не смысливший в газовом бизнесе. Зарегистрированным владельцем был Дмитрий Фирташ, на тот момент мало кому известный предприниматель из Украины. Известно, что он в качестве владельца Eural Trans Gas получил почти 300 миллионов долларов в виде кредитов от российских банков. У ETG был счет в будапештском отделении венского банка Raiffeisen Bank, а также несколько счетов в венском Meinl Bank.
Схема по посредничеству в поставках газа успешно работала до средины правления Виктора Ющенко, когда в результате постоянных заявлений России о воровстве газа Украиной страны стали на грань срыва газовых поставок не только в Украину, но и в Европу.
В апреле 2005 года Александр Турчинов, тогдашний глава СБУ, заявил, что Семен Могилевич связан с «Росукрэнерго». Это подтверждалось 20-томным досье на Могилевича за двенадцатилетний период. В 2006 году Турчинов заявил с парламентской трибуны, что зарегистрированная Фирташем в Швейцарии компания «Росукрэнерго», которая с 2003 года была основным поставщиком природного газа в Украину после того, как заменила зарегистрированную в Венгрии Eural Trans Gas, которая, в свою очередь, заменила «Итеру» в декабре 2002 года, имела Семена Могилевича, у «которого много соратников из русской мафии», в качестве «молчаливого партнера».
Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко также заявила в ноябре 2006 года, что компания контролируется печально известным главарем русской мафии украинского происхождения Семеном Могилевичем.
Украинское расследование в отношении «Росукрэнерго», начатое во время предыдущего срока Тимошенко на посту премьер-министра, было закрыто после того, как она потеряла свой пост в сентябре 2005 г. Согласно документу, обнаруженному во время утечки дипломатических телеграмм США, американские дипломаты разделяли эти подозрения.
В апреле 2006 года лондонская служба по борьбе с коррупцией Global Witness опубликовала отчет, посвященный «Росукрэнерго» и другим транзитным компаниям, выступавшим в качестве посредников между Туркменистаном, Россией и Украиной. В отчете подчеркивается «наличие множества кадровых связей между RosUkrEnergo и предыдущим посредником Eural Trans Gas». Согласно сообщению, израильский юрист Зеэв Гордон зарегистрировал Eural Trans Gas от имени украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа.
Такова, вкратце, история сотрудничества криминального авторитета Семена Могилевича и украинского олигарха Дмитрия Фирташа по поставкам туркменского и российского газа в Украину и страны Европы в девяностых и тысячных годах.
Что касается Семена Могилевича, то относительно претензий международной Фемиды к нему по поводу этого периода ничего неизвестно. Но относительно Фирташа этот интерес никто не скрывает. Среди прочего, конечно. Потому Дмитрий Фирташ и упирается всеми силами экстрадиции в США, где десятилетний срок одного из тех, кто был причастен к газовым схемам олигарха – Павла Лазаренко – покажется необычайно мягким наказанием для беглого владельца «Росукрэнерго».
Дмитрий Фирташ, конечно, потерял во влиянии и, конечно, это уже не тот Фирташ, который был десять лет тому назад. Но Дмитрий Фирташ – это человек, который действительно был одним из самых влиятельных людей Украины. Сейчас он может оказаться в Штатах. В этом контексте и надо рассматривать эту историю.